МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФОРУМ «М@РТ.КОНТАКТ — 2017». ДЕНЬ ВТОРОЙ. Впечатление.

Второй день М@рт.Контакта – 2017 подарил зрителям премьеру – спектакль “Синяя-Синяя”  режиссёра Игоря Казакова по  произведению Владимира Короткевича (Могилёвский областной театр кукол).

Мы слышим рассказ из уст главного героя Пятрока (Николай Стешиц) рассказ про свою родную землю-Рай, который он адресует маленькой девочке Джамиле. Та волею судьбы покинутой в палящей пустыне на погибель вместе с ним. Они остались вдвоём на этой огромной планете, где, кроме их окружающего песка, ничего не существует. И именно в такой момент человек обращается к своим воспоминаниям и мечтам.

Ещё до начала спектакля зритель слышит монолог-рассуждение о современном человеке, истории и о том, что «кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь». Голос нас настраивает на восприятие будущей истории как универсума, на то, что касается каждого человека, независимо от того, где он живёт и во что верует.

В самом начале спектакля  режиссёр вводит приём проекции на экран укрупнённой детали происходящего на сцене, будь-то рисование песком на стекле, или же воссозданная в миниатюре синяя-синяя земля-Рай. Это помогает сделать действие более реалистичным, оживить статичную декорацию. Практически по всему пространству находится песок, белый, зыбучий, затягивающий главного героя в этот безвыходный мир пустыни, убивающего красного солнца. На песке разложены чемоданы совершенно различной формы, каждый из которых хранит  в себе воспоминание: открыв один чемодан, Пятрок показывает нам то, какой в его памяти осталась та Синяя-Синяя, с зелёными лугами, радугой и поющими птицами, заглянув в другой, мы видим, как мать поёт колыбельную ребёнку, будто нашему герою в детстве. Спектакль строится на смене диалога Пятрок-Джамиле и воспоминаний самого героя, что вызывает у зрителя ощущение того, что он видит мираж: возникло одно воспоминание, затем возвращение в реальность, и вот снова другой мираж-воспоминание.

«Пить, пить», всё время слышится эта просьба, будто лейтмотив мы ощущаем её во всём «воздухе» спектакля. И это не только желание глотка воды, а, как мне кажется, это желание «напиться» своими мечтами, своей землёй, жажда по Синей-Синей.

Музыкальное оформление спектакля играет важную роль при восприятии образов. Это и основной мотив – чисто и тонко звучащая мелодия, которая придаёт настроение некой обречённости, это и гармонь, которая повторяется несколько раз, скрипуче  и  одиноко звучащая вначале, и совершенно противоположная в другом случае, когда мы видим танцующего героя, разбитная и несдержанная. Также в спектакле используются и народные песни, например «Крест тяжёлый», колыбельная, которые помогают ярче воссоздать образ родной земли и всего того, что с ней связано.

контконт

Это спектакль о невозможности быть на родной земле, по которой текут реки, стоят болота, растут деревья и растекается такой терпкий аромат яблок. О невозможности быть тем, кем ты мог бы быть там, на Синей-Синей. Это спектакль-предупреждение, это спектакль-призыв о возвращении Родины, о Родине, которую нельзя отдать. «І трэба ратаваць казку, пакуль яна казка, а не пустыня. Трэба біцца за яе нават з самім д’яблам і памерці на яе зялёных лугах, прыгажэйшых за ўсё на зямлі.Вяртанне. Толькі вяртанне».

Текст: Карина Волобуева

Фото: Галина Гаврилович

Реклама